Телевидение все еще занимает у россиян лидирующее место среди источников информации. К такому выводу пришли составители Индекса развития медиасферы по итогам 2018 года, подготовленного фондом «Медиастандарт» и исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке Комитета гражданских инициатив. При этом интернет в качестве основного источника информации занял второе место, обогнав радио и газеты. Эксперты сходятся во мнении, что качество контента российских СМИ гораздо больше зависит от властей и бизнеса, чем от мнения аудитории.

Эксперты «Медиастандарта» по итогам исследований в 2015–2018 годах зафиксировали в медиасфере существенные изменения. Так, отмечается стагнация телевидения, рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа, снижение потребления газет и журналов, причем как в бумажной, так и электронной форме, а также снижение интереса к прослушиванию радио вне дома.

Телевидение остается наиболее востребованным каналом получения информации: три четверти (76%) респондентов смотрят телепередачи. Никогда не смотрят ТВ 3% респондентов. Интернет в качестве основного источника информации занял второе место (48% опрошенных), пресса — третье (19%). Значительный рост аудитории интернета произошел в последние два года: за 2018 год доля тех, кто никогда не выходил в интернет, снизилась с 26% до 14%.

В то же время растет показатель доверия к неформальным медиа. Согласно опросу 2018 года, информации в YouTube доверяют 12%, каналам в Telegram — 4% россиян (среди молодежи — втрое больше). В 2017 году было 8% и 1% соответственно.

62% опрошенных фондом заявили, что умеют собирать информацию из разных источников, чтобы получить полное представление об интересующей их теме. 42% считают, что могут замечать различия между информацией и другими сообщениями, в том числе мнениями, суждениями и критикой. О явлении fake news россияне мало знают — лишь 38% известно, что это такое.

Главным медиаконтентом для россиян остаются новости. Две трети аудитории интересуются общественно-политической повесткой, совершенно не интересуются новостями 12,5%. Причем среди молодежи (18–24 года) таких почти четверть (24%). Лишь 17% волнует независимость СМИ от власти или конкретного бизнеса.

«Довольно внушительная часть респондентов затруднилась ответить на вопрос о причинах предпочтения того или иного источника СМИ. Можно предположить, что выбор канала информации происходит неосознанно для почти одной пятой участников опроса»,— говорится в докладе. Авторы исследования пришли к выводу, что региональные СМИ, включая телевидение, повсеместно утрачивают ценность в глазах граждан. Причиной служит утрата монополии на наиболее полную и оперативную поставку новостей, считают эксперты.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич считает, что внимание к нетрадиционным медиа больше характерно для городов-миллионников. «Чем дальше углубляешься в Россию, тем ощутимее разрыв,— сказал он “Ъ”.— Я преподаю, и даже молодые люди рассказывают, что листают районную газету, когда приезжают на малую родину, чтобы узнать, что там происходит». Умирание этого сектора СМИ господин Малькевич связывает с тем, что большая часть из них «сидит на бюджетной игле»: «Учредитель вынуждает их печатать кучу всякого мусора, что снижает интерес к газете. Так как они на финансировании, у них нет желания развиваться». По его словам, «тенденция к проникновению интернета в глубинку есть, но люди по-прежнему не могут прочитать ничего качественного о своей малой родине: для производства хорошего контента нужны вложения».

Авторы индекса развития медиасферы заметили, что качество аудитории в процентном соотношении существенно не отличается в регионах РФ. «Условно процентное соотношение наиболее образованных и желающих получать информацию из нескольких источников и число предпочитающих только телевизор по всей стране примерно одинаково. Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа регионам нельзя оправдать тем, что «у нас люди другие»»,— сказал “Ъ” директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. При этом качество самой аудитории влияет на СМИ минимально. «Очевидно, что СМИ меньше зависят от своей аудитории, чем от рекламы или от власти»,— заключил господин Казьмин.

 

Источник: Ъ