«Бабушка-news»: кейс районки из Тверской области

В Петербурге 11 февраля проходила конференция «Активное поколение». Говорили про пожилых людей, их включение в активную жизнь. Это не про «пенсионную реформу», а про общественников, волонтеров. Неожиданно нашлось место в этой теме и для журналистов. То есть рассказать про пенсионеров, особенно когда с ними что-то случается, может любое СМИ, а вот пойти с ними на сближение уже сложнее. В Петербург рассказать о своем проекте взаимодействия с аудиторией приехала главред «Спировских известий». Газета выходит в поселке Спирово Тверской области. В редакции взялись из пенсионеров-читателей готовить пенсионеров-корреспондентов. Опыт, конечно, вряд ли заинтересует большие издания. Но местном уровне получился интересный эксперимент. С одной стороны, газета активно работает с аудиторией, журналисты понимают, что волнует их читателей, с другой – те самые читатели узнают, как работает газета, почему не получится весь номер заполнить их письмами и зачем фотографы «все тут снимают».

Побеседовали с главным редактором «Спировских известий» Юлией Белоусовой об их проекте «Бабушка-news».

— Расскажите о проекте «Бабушка-news» — когда он появился? Много ли в нем участников–корреспондентов?

Сегодня можно уже сказать, что проект «Бабушка-news» стал своеобразным брендом газеты «Спировские известия». На самом деле он носит другое название – «Школа корреспондентов для пожилых людей». Участвовали в нем восемь пенсионеров. Оговорюсь, что восьмерка участников – это костяк, за время проекта были люди, которые вливались в процесс на время, посещали одно-два мероприятия или писали один-два материала.

«Школа корреспондентов» была организована на средства гранта в рамках конкурса «Активное поколение». Всего в 2018 году его победителями стали 5 некоммерческих организаций из Тверской области, и АНО «Редакция газеты «Спировские известия» в их числе. А «Бабушка-news» – это название тематической полосы, появившейся в издании в ходе реализации проекта, под этим названием и соответствующим логотипом выходили публикации участников.

Старт проекту мы дали 1 июля 2018 года, а «выпускной» в Школе состоялся 28 декабря 2018-го, то есть проект длился шесть месяцев. Но отмечу, что сотрудничество слушателей Школы с газетой на этом не закончилось. До сих пор в редакцию поступают материалы, авторами которых являются наши слушатели, и они публикуются на страницах газеты под рубрикой «Бабушка-news». Так что проект продолжает жить на страницах нашей газеты.

— Зачем редакции был нужен такой проект? Обычно действующие СМИ берутся учить молодежь, а вы обратили внимание на старшее поколение.

— Общеизвестный факт, что подписчики газет (их бумажных версий) в большинстве своем – представители старшего поколения. И наше издание не исключение. Поэтому традиции взаимодействия и диалога с пожилыми людьми были и остаются сильными. Это и редакционная почта, и отзывы на публикации – раньше они носили разрозненный характер, а проект помог их организовать, систематизировать. Идея витала в воздухе. Это подтвердили и отзывы участников на итоговом заседании: «Нечто подобное мы ожидали давно», – уверяли они.

Опыт обучения молодежи у нас тоже был, не в рамках проекта, а скорее, индивидуально – элементы профориентации старшеклассников, желающих стать журналистами. Но, к сожалению, написав пару-тройку материалов, они отказывались от продолжения (а может, для них это и к счастью, потому что вовремя пришло осознание, что это «не мое»).

Люди в возрасте, в отличие от молодежи, – знают, чего хотят. У людей старшего поколения, как правило, масса свободного времени, они чутко относятся к переменам в окружающей их среде, и эта наблюдательность, помноженная на жизненный опыт, служит базой для анализа положения дел в жизни современного общества.Они кладезь воспоминаний о событиях в жизни нашего поселка, района, которых я, например, в силу возраста не знаю. Ну и, кроме того, почему не дать людям возможность воплотить свои мечты и быть счастливыми – от этого и мы становимся счастливее.

Главный редактор

Главный редактор «Спировских известий» и пожилые корреспонденты / пировскиеизвестия.тверскаяобласть.рф

— Как вы выбирали участников? Кто заинтересовался этим проектом?

— На этапе разработки проекта мы опирались на группу лидеров, чаще всего сотрудничавших с редакцией – их было трое. Это люди, в прошлом занимавшие руководящие должности, ветераны педагогики. В том числе благодаря их авторитету и организаторским способностям удалось привлечь остальных участников. Но основную роль в привлечении слушателей сыграли партнеры проекта – ГБУ «КЦСОН» (центр соцобслуживания – ред.) Спировского района. В ходе выездов мобильных бригад и опросов граждан старшего возраста, находящихся уних на обслуживании, специалисты Центра нашли людей старшего возраста, желающих стать слушателями Школы. Проектом заинтересовались, в первую очередь, те, кто знал и чувствовал в себе творческий потенциал – кто писал стихи, прозу. Проект помог им самореализоваться.

— Чему вы учили бабушек-корреспондентов?

— Слушатели Школы получили основы подготовки газетных материалов (понятие о жанрах, сбор и обработка информации, основы редактирования текста и так далее). В век технологий никуда без элементарных навыков пользования ПК: набор текста в Word, печать текста, фотографий, а также ведения фотосъемки. И вот здесь мы столкнулись с проблемой. Добросовестно выполняя задания на мастер-классах, пожилые участники проекта всячески сопротивлялись самостоятельному использованию техники – вруг не туда нажму, вдруг испорчу, сломаю. И перебороть мы это не смогли. До последнего материалы приносили в рукописном варианте, а набирали тексты уже сотрудники редакции. Хотя были и приятные неожиданности. Когда уже была потеряна надежда на организацию фотовыставки участников проекта, ко мне пришла одна из участниц с большой стопкой фотографий, которые она сделала – раньше, говорит, стеснялась. Так мы реализовали мини-проект «Погода» – в группе газеты в соцсетях к ежедневному прогнозу погоды прикрепляли фотоработы этой слушательницы.

— На какие темы пишут участники проекта? Что им самим интересно?

— Разрабатывая проект, мы планировали выпуск специальных полос, которые получили название «Бабушка-news», отдельно продумали и тематику. Но в ходе реализации проекта приходилось постоянно вносить изменения. Уже после первого выхода полосы на тему «Дом, в котором живу я», где участники рассказывали об улице, на которой они живут, о людях, с которыми шли по жизни рядом и встречаются сегодня, слушатели Школы высказали пожелание сделать полосу, посвященную их творчеству – стихам и прозе. Пожалуй, литературное творчество, самореализация, источники вдохновения – один из ведущих тематических блоков материалов участников проекта, другой блок – очерки об уважаемых земляках.

— Какие тексты «Бабушка-news» вы можете назвать особенно удачными, интересными?

-Тут могу привести в пример текст Ларисы Бониной «Давайте поборемся!» — интересный аргументированный материал, обращенный к широкой аудитории.

«Хочу обратиться ко всем жителям района, а в первую очередь к жителям райцентра, с таким предложением: давайте общими силами поборемся с борщевиком. Нам никто не поможет, если мы будем равнодушно взирать, как этот ядовитый и очень опасный сорняк заполоняет наши улицы, — обращалась Лариса Бонина к читателям. Она рассказала о том, как с этим борщевиком можно бороться, что могут сделать местные власти.

— И наконец, почему «Бабушка-news» — а как же дедушки?

— Так сложилось в моем, да, думаю, и сознании многих, что бабушки играют ведущую роль, оставляя дедушек в тени. Вспомним хотя бы анекдоты и байки про бабушек на лавочке, которые знают все и обо всех в подъезде. Вот и полосу мы назвали «Бабушка-news». Но когда стали подбирать материалы и работать с участниками проекта, без дедушек, к счастью, не обошлось. Из восьми участников – двое мужчин. Они фотографируют, пишут стихи, очерки, основанные на воспоминаниях и наблюдениях наравне с бабушками.

 

 

Источник: Лениздат