Динамика рынка платного ТВ в третьем квартале — рост подключений на 2,2% — стала худшей за последние десять лет, подсчитало агентство Telecom Daily. У лидера рынка компании «Триколор ТВ» и вовсе произошел отток абонентов. Это связано с ростом цен на базовом тарифе оператора и изменением потребления контента: зрители начали пользоваться одной подпиской на разных телевизорах с поддержкой Android TV.

В третьем квартале российские операторы платного ТВ совокупно подключили 95 тыс. новых абонентов, рост подключений составил 2,2%, а общая база достигла 43 млн домохозяйств, говорится в отчете агентства Telecom Daily (есть у “Ъ”). Во втором квартале прирост составлял ровно вдвое больше — 190 тыс. подключений. Результат июля—сентября стал худшим для рынка платного ТВ по подключениям за последние десять лет, указывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Два-три года назад операторы подключали по 2–3 млн абонентов в год, в этом году рост будет всего около 450 тыс. Новых абонентов нет, и в будущем снижение продолжится»,— пессимистичен он.

Практически весь объем новых подключений пришелся на крупнейших операторов. Так, второй по числу абонентов «Ростелеком» увеличил базу на 50 тыс. домохозяйств (0,5%), до 10,06 млн. Третий участник рынка «ЭР-Телеком» также вырос на 0,5% и закончил квартал с базой 3,72 млн домохозяйств. В то же время абонентская база крупнейшего оператора «Триколор ТВ» снизилась до 12,2 млн с 12,246 млн по итогам второго квартала.

В самом «Триколор ТВ» связывают изменение абонентской базы «с трансформацией способов потребления контента». Из комментария компании следует, что раньше один телевизор в домохозяйстве был связан с одной подпиской, а с конца августа появилась возможность бесплатно привязать к подписке второй телевизор, если он поддерживает технологию Android TV. Еще одной причиной оттока стало «изменение условий» на тарифе «Единый», не исключают в «Триколор ТВ»: в июле оператор впервые за долгое время поднял стоимость базового тарифа на четверть — с 1,2 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб.

Снижение числа абонентов «Триколор ТВ» зафиксировали и аналитики «ТМТ Консалтинга». По данным этого агентства, оператор лишился 0,3% базы. Директор по проектам «ТМТ Консалтинга» Елена Крылова предполагает, что отсутствие новых подключений у «Триколора» связано с усилением конкуренции со спутниковым ТВ от МТС. По ее оценке, МТС за счет активной рекламы на ТВ подключил 75 тыс. абонентов спутникового ТВ, а его абонентская база достигла 3,428 млн. Telecom Daily оценивает прирост МТС скромнее: всего в 15 тыс., до 3,335 млн. Сам МТС еще не отчитывался за третий квартал.

«Триколор ТВ» и раньше терял абонентов — например, в первом квартале, в связи с прекращением вещания в устаревшем формате MPEG-2, напоминают Денис Кусков и Елена Крылова. Но компания, отмечает господин Кусков, старается наращивать выручку с абонента за счет дополнительных услуг, включая видео по запросу и интерактивные сервисы, что позволяет поддерживать выручку. Средний чек на абонента в месяц (ARPU) в среднем по рынку, по данным Telecom Daily, составил 172 руб. По данным «ТМТ Консалтинга», «Триколор ТВ» при этом лишь на втором месте по объему выручки за третий квартал с долей рынка 16% (3,664 млрд руб.), «Ростелеком» опережает его более чем вдвое с 36% (8,244 млрд руб.). Совокупная выручка операторов увеличилась на 0,8% по сравнению с прошлым кварталом, до 22,9 млрд руб.

Рост рынка в третьем квартале оказался хуже, чем в первых двух, констатирует господин Кусков. «Это говорит о насыщении рынка, развитие продолжается лишь в регионах с отсутствием транспортной инфраструктуры и через запуск новых сетей в новых городах»,— рассуждает он. Сегмент услуг для физических лиц достиг насыщения, а стоимость подключения новых абонентов становится все выше, признает гендиректор ГК «Орион» (бренд «Телекарта») Кирилл Махновский.

Источник: Коммерсантъ