За последние 20 лет работы в сфере медиа я не припоминаю периода, когда экологическая журналистика пользовалась какой-то особой популярностью. Будучи одним из важнейших направлений в публицистике, она все время получала какие-то мизерные доли внимания как со стороны аудитории, так и в среде самих журналистов. Казалось бы, напрашивается очевидный вывод: экология как тема скучна.

Автор колонки Иван Ерёмин, Генеральный директор РИА «ФедералПресс»

Действительно, в отечественной журналистике пока нет хорошо укрепившейся традиции или даже профессиональной школы освещения проблем окружающей среды. Очень долго так называемая «большая пресса» предпочитала писать больше о политике, экономике, даже о культуре, чем об экологии. И сейчас лишь в единицах общественно-политических СМИ можно встретить раздел «Экология», хотя, конечно, экологических проблем в стране всегда хватало и хватает. Были периоды, когда тема экологии вообще никак не звучала в СМИ. Она была не интересна журналистам, гнавшимся за сенсациями.

Справедливости ради, конечно, нужно отметить, что периодически острые материалы на экологическую тематику все-таки появлялись в информационном пространстве, но чаще всего истинное их происхождение было связано не с желанием журналиста решить реальные экологические проблемы, а с потребностью бизнеса посредством СМИ свести счеты с конкурентами.
Сегодня эта ситуация начинает разворачиваться в правильном направлении. Промышленный рост в стране и в мире в целом, технологический прогресс и готовность людей бороться за качество собственной жизни способствуют выводу экологических тем на первые полосы газет. Вопросы защиты окружающей среды сегодня входят в тройку проблем, волнующих россиян. Для сравнения, в начале 90-х наших граждан волновала, пожалуй, одна проблема — как выжить в меняющейся стране. Люди все чаще задумываются о таких вещах как уровень комфорта здоровье, чистота воздуха и воды и т. д.

Тема экологии стала более адекватно отрабатываться и в экономическом секторе. Если еще 5 — 7 лет назад в СМИ связку «экология — бизнес» можно было встретить преимущественно в материалах криминального или скандального содержания, то сегодня наметилась внушающая оптимизм тенденция освещения экологических инициатив предприятий. Безусловно, это связано в том числе и с высокой степенью внимания самого государства к этой теме. Прошедший в 2017-ом Год экологии, рождение новых инициатив и институций в экологической среде, назначение Сергея Иванова специальным представителем Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, большой акцент на экологических вопросах в речах Владимира Путина — все это стимулирует общество в целом пристальнее вглядываться в экологическое будущее страны, искать внутри себя отклик на важнейшие проблемы и вносить свой посильный вклад в общее дело сохранения окружающей среды.

Так что некогда скучная тема становится актуальным трендом, который уже трудно игнорировать. А самое важное — теперь уже нет необходимости искать «скандалы-интриги-расследования», чтобы актуализировать материал на экологическую тематику. Само время это делает за нас. Социальное значение темы защиты окружающей среды, энергосбережения и так далее, всегда было высоко. Просто только сейчас мы оказались способными уделить этому должное внимание. Экологический стандарт качества жизни, как в глазах самого населения, так и власти, ранее не стоял на своем значимом ведущем месте. Сегодня ситуация меняется: мы начали осознавать, что экологические проблемы — это столь же серьезно, как проблемы голода, несвобод и безопасности. Постепенно меняется наше представление о стандартах и критериях качества жизни человека. Согласно результатам исследований, важнейшей составляющей оценки качества жизни сегодня является определение уровня удовлетворенности населения не только социальной инфраструктурой, например, или заработной платой, но и здоровьем, а также экологической и гражданской безопасностью.

Вместе с тем, пока сложно сказать на полном серьезе, что СМИ оказывают реальное влияние улучшение экологической обстановки в стране и в целом эффективно повышают экологическое сознание населения.

Мы знаем, что многие наши коллеги прилагают серьезные усилия для того, чтобы вдумчиво освещать экологическую повестку. Но, к сожалению, существующий подход СМИ к решению конкретных экологических проблем носит все же локальный характер. Проблемы свалок, загрязнения атмосферы, выбросов с предприятий решаются методом ручного управления. Только когда конкретная проблема получает обильное освещение в конкретном издании, приковывает внимание конкретного журналиста, только тогда ее получается решить максимально быстро. Это как симптоматическое лечение. Боль снимает, но причину не устраняет.

На наш взгляд, невозможно ощутимо улучшить экологическую обстановку в стране, действуя каждый раз точечно, каждый раз по-своему, каждый раз кто как может. Необходимо объединить усилия. Только системный подход в целенаправленном формировании экологического сознания населения принесет результат.

Конечно, много полезных проектов, посвященных экологии, реализует Общероссийский Народный Фронт. И на сайте журнала «Май» об этом неоднократно писалось. Эта деятельность, безусловно способствует проявлению интереса к экологической теме как со стороны населения, так и со стороны СМИ.

Но при этом мы все понимаем, что внимание аудитории сегодня все же рассеивается. Это факт. Социальные сети оттягивают аудиторию на себя. И в существующих условиях, чтобы довести информацию до человека нужны новые подходы, дополнительные каналы распространения, новые способы упаковки контента в форматы, ранее не существовавшие. Новые реалии требуют новых информационных форм.