5 правил финансовой грамотности от журналиста из Кузбасса Дмитрия Уварова

Специально для портала Media.onf.ru экономический журналист и главный редактор НИА Кузбасс Дмитрий Уваров рассказал об основных правилах финансово грамотного человека.
8431c9be044b880cf6384a0273c1eae5.jpg
Мы запускаем с коллегами из ОНФ совместный интересный проект по финансовой грамотности населения. Пока этот проект еще не начался, пока мы только его готовим, я хотел бы поделиться несколькими т.н. «лайфхаками» о том, как простому человеку не попасть в кредитное рабство, не попасть в сложную ситуации и вообще быть внимательнее при работе с финансовыми услугами.

Первый момент, на который я хочу обратить внимание, это т.н. период банковского охлаждения. Человеку, после того, как он заключает договор с банком дается сутки, а иногда даже неделя для того, чтобы он решил для себя нужен ли ему этот кредит или нет. Он подписывает договор, идёт домой и обдумывает свое решение, рассматривает свои цели, на которые он хотел бы взять кредит. И если он считает, что условия выдачи кредита ему все-таки не подходят, или то, что он хотел бы взять в кредит может подождать, то он имеет полное право вернуться в банк, положить свой договор и отказаться от кредита. Договор расторгается и все довольные расходятся. Или наоборот: он все же берет кредит, но тогда уже человек несет все обязательства и ответственность за выданный кредит.

Второй очень интересный и очень важный «лайфхак». В каждом микрофинансовом учреждении есть выписка из реестра, т.к. все кредитные организации в России зачислены в реестр. И вы должны сверить номер организации с реестров Центробанка (ЦБ) РФ и если там этого номера нет, то непонятно у кого, как и на каких условиях вы на самом деле собираетесь взять деньги. Я бы посоветовал оттуда поскорее выбежать подобру-поздорову.

Третий момент. В договоре, который человек подписывает с банком, либо НФО, либо другой финансовой организацией, ЦБ РФ прописан обязательный пункт: сообщать или не сообщать о задолженности по телефону и сколько раз в неделю можно звонить. Если человек не хочет, чтобы ему
звонили по телефону утром/днем/вечером/ночью, то он просто-напросто ставит галочку напротив соответствующего пункта. И всё, человеку не будут звонить ни при каких условиях. Это довольно важный пункт, но люди об этом не знают, либо не обращают на это должного внимания.

Четвертый «лайфхак», это «лайфхак» от самих банковских работников. Они говорят, что если вдруг у человека наметились какие-либо проблемы с работой, например, стали задерживать зарплату или выдавать ее частями, то, нужно не дожидаясь следующего платежа по кредиту пойти в банк, найти менеджера и рассказать о появившихся трудностях. Тогда банк пойдет навстречу заемщику, реструктуризирует долг. И человеку, и банку от этого будет проще и спокойнее, нежели от ситуации, если заемщик пропустит платеж, либо если он придет в банк и заявит, что у него уже и работы нет, и дома нет, и машину угнали и почку надо продавать. В таком случае банку уже будет куда сложнее подойти к реструктуризации долга.
И последний пятый «лайфхак», такой полезный совет, который говорит нам о том, что человек, который берет кредит имеет полное право внести правки в текст кредитного договора. Т.е. он может пойти к юристу (либо в случае, если он сам является юристом или кто-то из его друзей или родственников) и внести какие-нибудь поправки, ведь договор это обоюдозначимый документ. Но нужно понимать такую вещь, что банк тоже имеет такое право, т.е. он тоже может вносить какие-то поправки. И если заемщик решил что-то изменить в договоре, то банк имеет права с ним не согласиться и отказать ему в этом. И тоже самое наоборот, в случае если банк решит внести какие-либо дополнения, заемщик может сказать, что на таких условиях кредит брать он не будет и отказаться от кредита.

Самое главное это понимать, что если вдруг вы понимаете, что если вы чувствуете, что что-то как-то идет не так, то лучше отказаться от кредита. Лучше лишний раз уйти, еще раз хорошенько подумать и потом вернуться либо туда же, либо уже в другую организацию.
Ну вот собственно и весь небольшой список «лайфхаков». А вообще посещайте наши курсы финансовой грамотности. Это Кемерово, это Новокузнецк, это Белово. Приезжайте, приплывайте. У нас холодно.

Запись опубликована в блогах Media.onf.ru